[на главную]     [список ответов на кроссворды]



А СЕККО — см. Секко.

АБАКА (лат. abacus, от греч. ábax — доска), абак — одна из основных частей капители, ее венчающая. Имеет вид четырехгранной плиты; примыкая снизу к архитраву, А. как бы принимает непосредственно на себя тяжесть вышележащего антаблемента и передает ее на колонну. А. получила последовательно разработанные формы в классической архитектуре, но ее простейшие варианты есть в тектонических системах архитектуры Древнего Востока, а также средних веков, в т. ч. Древней Руси. В тосканском, дорическом и ионическом ордерах А. представляет собой в плане строгий квадрат; в коринфском и композитном — квадрат с вогнутыми краями и, как правило, со скошенными углами. Еще более различаются профили: в греко-дорическом ордере это гладкая вертикаль (поясок); в тосканском — вертикаль, иногда с добавлением сверху полочки; в римско-дорическом — вертикаль, сверху усложненная каблучком с пояском; в ионическом — каблучок с пояском; в коринфском и композитном — также сложный профиль. Орнаментом А. снабжается редко, если не считать ее коринфского варианта, где в середине каждой боковой стороны обычно помещено по одному цветку.

АББАТСТВО (от лат. abbas — аббат, настоятель аббатства; от сирийск. abba — отец) — большой католический монастырь, принадлежащий какому-либо монашескому ордену бенедиктинскому, цистерцианскому, августинскому и т. д. Возглавлял А. аббат (в женском монастыре — аббатиса), А. подчинялись непосредственно папе или епископу и имели в своем ведении ряд меньших монастырей. А. функционировали как экономически самостоятельные организации. А. строилось по типовому плану (включая библиотеки, скриптории, где переписывались и иллюстрировались кодексы, школы различных ремесел и т. д.).А. возникли в раннем средневековье, в 6 — 7 вв. попали под власть римских пап (напр., бенедиктинское А. Монтекассино, на юге Италии). Каждое А. имело свой устав. В средние века А. играли значительную роль в религиозной, экономической, политической, культурной жизни (Клюни, Сен-Дени, Пор-Руаяль во Франции, Санкт-Галлен в Швейцарии, Фульда в Германии), а также в распространении и развитии романского стиля. Первый готический храм возник в А. Сен-Дени (Франция, около 1137 — 1144). С 13 в. их могущество ослабевает.

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА — русский народный художественный промысел с центром в городе Хотьково под Москвой, возникший на основе организованной в 1882 г. столярной мастерской Е. Д. Поленовой в усадьбе С. И. Мамонтова Абрамцево. Возглавлял ее местный плотник К. Ф. Денисов, а затем ученик мастерской столяр Г. А. Зеленков. Промысел объединил резчиков по дереву из близлежащих сел и деревень — Кудрино, Ахтырка, Репихово, Мутовки, Левково, Митино. Ими изготовлялись различные шкатулки, блюда и солонки, шкафчики, стулья, буфеты, диваны, эскизы для которых создавали Е. Д. Поленова, М. В. Якунчикова, В. М. Васнецов, Н. Я. Давыдова. Плоскорельефная резьба (геометрический и растительный орнаменты, фигурки животных, птиц) и полировка украшали мебель, бытовые Предметы, сувениры. В 1906 г.В. П. Ворносков, сын плотника из Кудрина, ученик мастерской Абрамцева, организовал в родном селе столярную артель; другие выпускники абрамцевской мастерской впоследствии образовали аналогичные артели: Хотьковскую (1910), Мутовкинскую (1918), Кудринскую (1921), Левковскую (1931), Ахтырскую (1932). В 1936 — 1940 гг. все они объединились в Ахтырскую столярно-художественную артель с правлением в Хотькове. В 1960 г. на ее базе вместе с косторезной артелью "Народное искусство" в Хотькове была создана фабрика резных художественных изделий (с 1993 — товарищество "Народное искусство"). На основе мастерской в Абрамцеве возникла Школа кустарного ученичества (1924; в 1930 переведена в Хотьково), в настоящее время Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В. М. Васнецова.

АБРИС (нем. Abriβ — очерк, чертеж) — 1) линейное очертание предмета 2) контурный рисунок, который наносится тушью на кальку, желатиновую пленку или прозрачную бумагу с особым клеевым слоем, т. н. плюр для вспомогательных целей: калькирования или для работы над литографией и хромолитографией. В последнем случае линейный рисунок помогает точно перенести изображение на несколько камней, соответсвующих числу красок будущего изображения.В широком значении — то же, что контур.

АБРОВЫЕ ТКАНИ среднеазиатские ткани с рисунком "абр" (перс. – облако, туча), преимущественно шелковые и полушелковые, редко хлопчатобумажные. Декорируются в процессе ткачества путем резервации в определенном порядке отдельных участков основы перевязыванием пучков нитей и последующим их окрашиванием в соответствии с задуманным узором. Потеки краски контрастных тонов образуют расплывчатые стрельчатые формы с тающими радужными контурами и живой игрой пятен цвета, что придает сходство различным образцам А.т. независимо от их расцветок и рисунка. Колорит А.т. может строиться на сочетании двух, трех и более тонов (основные – черный и белый, оттенки красного, зеленого, желтого, синего). Орнамент обычно включает заостренные или зубчатые геометрические фигуры, стилизованные цветы и растения; иногда в рисунке радужных переливов угадываются формы предметов и мотивы природы. Декоративный эффект шелковых и полушелковых А. т. с атласным плетением обогащен блеском гладкой лицевой поверхности. Наиболее ранние сохранившиеся образцы датируются 18–первой половиной 19 в. (бухарские А.т. с живописным, тонко проработанным рисунком с изящными мелкими мотивами). Главные старинные центры производства А. т. – Бухара, Маргилан, Наманган, Самарканд, Ходжент.






Архив ответов: общая карта



(c) Ответы на кроссворды.      [Художественный словарь]