[на главную]     [список ответов на кроссворды]



АБСИДА – см. Апсида.

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (англ. abstract art, non-figurative art), беспредметное искусство, нон-фигуративное искусство — искусство, которое сохраняет традиционные видовые и технические признаки, выработанные изобразительными искусствами (картина, панно, роспись — в живописи, скульптурная композиция, графический лист), но отказывается при этом от изображения мира, окружающего художника, и от самого принципа изобразительности. А. и. пользуется средствами выражения, выработанными изобразительными искусствами (колорит, линия, пятно, мазок, пластический объем, светотень и т. д.) для выражения духовной концепции, миропонимания либо душевного, психологического состояния автора, но лишает их изобразительной функции. А. и. может создавать эмоциональное, конструктивное или декоративное единство, наделенное общим духовным значением. А. и. располагает выразительные элементы искусства не в порядке, продиктованном их изобразительной или практической функциями, а в порядке их собственных взаимосвязей: это способствовало прояснению общих закономерностей пластических искусств в 20 в. А. и. возникало на ранних этапах первобытного искусства и детского творчества как неорганизованное выражение эстетической импульсивной деятельности, а также как вариант орнаментального декоративного творчества — в народном искусстве, декоративном искусстве. Однако собственно А. и. складывается в рамках станкового искусства или монументального искусства уже в 1910-е гг., когда абстракционизм оформляется как художественное направление, представители которого настаивают на том, что они не изображают действительность, а творят "новую реальность".

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ (англ. abstract expressionism) — течение в абстрактной живописи. Возникло в США ок. 1942 г. под непосредственным воздействием эстетики сюрреализма и выработанных им приемов психического автоматизма: решающую роль здесь сыграли контакты американских художников с эмигрировавшими в годы фашистской диктатуры и войны из Европы или Латинской Америки сюрреалистами Андре Бретоном, Максом Эрнстом, Роберто Матта, Сальвадором Дали, Андре Масоном. А. э. представлен гл. обр. творчеством художников т. н. нью-йоркской школы: Джэксона Поллока, Виллема де Кунинга, Ханса Хофмана, Аршила Горки, Роберта Мазеруэлла, Марка Ротко, Франца Клайна. Особенность А. э. — предельная спонтанность, импровизационность творческого акта. Художники в стремительном ритме покрывали полотно крупными энергичными мазками, нередко прибегали к приему дриппинга (разбрызгивание или выдавливание краски прямо на холст). Такой метод исключает целенаправленно построенную форму; картина запечатлевает последовательность действий художника. Появление и движение красочных потоков и пятен передают психическое и эмоциональное состояние автора во время работы. Отсюда другое название А. э., данное критиком Харалдом Розенбергом, — живопись действия. А. э. определяется такими тенденциями в социальной психологии того времени, как протест против подавления индивидуальной свободы, стремление к непосредственности самовыражения. Они нашли выражение также в движении битничества, литературе "потока сознания", в джазовой импровизационной музыке, в увлечении философией экзистенциализма и психоанализом Зигмунда Фрейда. В таком контексте импульсивность А. э., фиксирующая непрерывность психической динамики, воспринималась как выражение безграничной внутренней свободы и бунта против условных эстетических норм и репрессивных социальных ограничений. А. э. доминировал в художественной жизни США до начала 1960-х гг., дав импульс различным формам акционизма. Аналогичные явления в европейской абстрактной живописи 1950-х гг. — ташизм, лирическая абстракция, информальное искусство.

АБСТРАКЦИОНИЗМ (англ. abstractionism, фр. abstractionnisme, abstractivisme, от лат. abstractus — отвлеченный) — широкое направление в искусстве 20 в., в котором произведение основано исключительно на формальных элементах (линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация). А. как программное направление возник в начале 1910-х гг. почти одновременно в нескольких странах Европы. Его признанными основоположниками являются русские художники В. В. Кандинский и К. С. Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне, чех Франтишек Купка. Зачинатели А. опирались, как правило, на мистические идеи: так, Кандинский, Мондриан, Купка исходили из теософской доктрины. Их метод отвлеченных построений определялся намерением выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности, скрывающиеся за преходящими явлениями видимого мира. Первоэлементы формы трактовались Кандинским, Малевичем, Мондрианом как живописные знаки, наделенные исходным духовным содержанием, а пластические формулы, организованные из таких знаков, — как отношения между элементами универсума. Иной характер имеет теория Делоне, в которой решительно отвергается идеалистическая метафизика, а задача абстрактной живописи ограничивается исследованием свойств самого живописного языка, прежде всего динамических качеств цвета. Художники раннего А. внесли значительный вклад в становление современного стиля в архитектуре, дизайне, декоративно-прикладных искусствах (деятельность Кандинского во Вхутемасе и Баухаузе, Мондриана — в конструктивистской группе "Де Стейл", "архитектоны" и дизайнерские проекты Малевича, опыты в прикладном искусстве Робера Делоне и Сони Делоне-Терк). Их обращение к функциональной форме объясняется универсализмом эстетических программ: отвлеченные живописные построения мыслились и как проекции структур космического миропорядка, и как проекты идеального устройства мира социального, в более узком смысле — как принципиальные схемы организации пространственной и предметной среды, окружающей человека. С другой стороны, работа с первичными единицами живописного языка стимулировала поиски законов формообразования и композиционных принципов, которые затем осуществлялись в архитектурных и предметных формах.С момента возникновения А. в нем определяются две линии: геометрической абстракции, основанной преимущественно на правильных, четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан, отчасти Делоне), и лирической абстракции, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Это формальное различие отражает различие в мировосприятии художников и их идейно-художественных программах. Композиции геометрического А., построенные из ограниченного набора правильных форм и основных цветов, представляют устойчивые "субстанциональные" состояния. Абстракции Кандинского и его последователей, наполненные плывущими, пульсирующими, взаимопроникающими формами, сложными ритмами и мерцающим цветом, напротив, сосредоточивают внимание на динамических процессах. После второй мировой войны А. становится доминирующим направлением в искусстве стран Западной Европы и Северной Америки. Преобладают формы лирической абстракции, в которой возникают такие течения, как абстрактный экспрессионизм, ташизм, иероглифический абстракционизм. Эстетические концепции этих течений утрачивают универсально-метафизический характер; абстрактная форма соотносится лишь с теми или иными проявлениями природы, социального мира, трактуется как непосредственная фиксация психических состояний художника. А. таит опасность депрофессионализации творчества. Беспредметная композиция нередко объявляется самодостаточной, исключающей любые ассоциации с внешним миром или содержанием сознания. Другие названия: абсолютное искусство, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, конкретное искусство. Ср. Абстрактное искусство, Абстракция.






(c) Ответы на кроссворды и архив ответов: общая карта