[на главную]     [список ответов на кроссворды]



АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР — вид агитационного искусства, сложившийся после октябрьских событий 1917 г. в России. Агитационная керамика возникла во времена Великой французской революции (1789 — 1794), когда керамическая посуда расписывалась эмблемами и лозунгами и даже изображениями революционеров, с использованием лубочных мотивов. В России выпускались фарфоровые фигурки, изображааюшие характерных представителей революционной эпохи (красноармейца, матроса, партизана, милиционера, работницу, комсомолку), а также получила распространение принципиально новая для русского искусства роспись привычных, традиционных форм сосудов. Тарелки, чашки, вазы, кувшины и другая посуда украшались лозунгами, эмблемами, тематическим орнаментом, портретами революционеров. Среди авторов А. ф. были С. В. Чехонин, Н. Я. Данько, В. В. Кузнецов, А. В. Щекатихина-Потоцкая; к созданию росписей были привлечены Н. И. Альтман, П. В. Кузнецов, Н. М. Суэтин и др. А. ф. выставлялся в витринах, становился предметом Коллекционирования. В основном А. ф. выпускался в Петрограде на Первом фарфоровом заводе (б. Императорском).

АГОРА (греч. agorá) — в Древней Греции название собрания свободных граждан и места, где оно проводилось (чаще всего, рыночная площадь, окруженная храмами, портиками, лавками ремесленников). А. была центром всей полисной жизни.Располагалась в нижнем городе, под холмом акрополя. Наиболее известна А. в Афинах (6 — 1 вв. до н. э.); развалины которой сохранились до нашего времени. В эпоху архаики и классики часто формировалась стихийно, эллинизм создал регулярную планировку А. Ср. Форум.

АДЗЭКУРА (яп.), в архитектуре Японии стиль деревянных свайных сооружений, предназначенных для хранения зерна и для культовых обрядов, связанных с завершением полевых работ, а также само сооружение — кура ("житница") — массивный, без окон сруб из трехгранных, пересекающихся на углах бревен. Стиль А. сложился в 4 — 3 вв. до н.э., послужил прототипом первых синтоистских святилищ, а затем и царских сокровищниц. Уникальный образец — сокровищница Сё-соин монастыря Тодайдзи в Наре (748г.).

АДОБА (исп. adobe, от араб. ат-туб), а д о б — саман, сырцовый кирпич из глины и резаной соломы. С древнейших времен в районах Мексики, Центр. и Юж. Америки, где редки месторождения строительного камня, из такого кирпича возводили крупные сооружения. Ныне А. применяют в народном зодчестве Лат. Америки.

АДОРАНТ (от фр. adorer — поклоняться, почитать) — человек, совершающий обряд почитания божества.

АЙАДАНА (древнеперс. – место поклонения), в древнеиранской архитектуре искусственная терраса, сложенная из крупных каменных блоков, с площадкой для алтаря огня, который выносили из помещения внутри террасы; возможно, свободно стоящий алтарь.

АЙВАН и в а н (араб. – зал; навес; галерея), эйван (перс. – терраса; выступ; уст.: дворец; палата), в архитектуре Ближнего и Среднего Востока открытое на внешний или дворовый фасад помещение без передней стены. 1. Колонный А. – навес, терраса или галерея с плоским балочным перекрытием на колоннах или столбах; наиболее характерен для народного, особенно деревянного зодчества. 2. Сводчатый А. – монументальное сооружение в форме глубокой ниши или апсиды, перекрытое сводом или полукуполом; отличительная черта мусульманских культовых, общественных, гражданских и дворцовых зданий. Предположительно впервые появился в монументальной архитектуре Парфянского царства (дворец в Ашшуре, Месопотамия, 1 в. до н. э – 1 в. н. э.). В средневековой архитектуре Ирана, Афганистана и Средней Азии входной сводчатый А. обычно заключен в монументальную раму (см. Пештак).

АКАДЕМИЗМ (фр. académisme) — художественное направление, базой развития которого служат академии художественные. А. — неотъемлемая часть художественной культуры, связанная с сохранением и развитием высших традиций и наиболее совершенных образцов искусства и созданием на этой основе художественной школы, профессионального образования. В академиях происходит т. н. академизация, т. е. превращение в норму, образец и основу художественной школы, к.-л. конкретно-исторического направления в искусстве. Не являясь стилем, А. обладает стилевыми признаками, основанными на устойчивости культивируемых форм.Истоки А. — в творчестве и художественных принципах братьев Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи — основателей Болонской академии (ок. 1585), выработавших строгий кодекс художественного поведения, регламентацию, определяющую достойные изображения сюжеты и гамму чувств, соответствующие им художественные формы и композиционные решения. В их живописи академизации подверглись приемы великих мастеров итальянского Высокого Возрождения, прежде всего Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Особенности А. полнее всего скрываются в созданном братьями Карраччи и их учениками академиком типе алтарной картины и дументально-декоративной росписи (фрески братьев Карраччи в палаццо Фарнезе, Рим, 1597 — 1604). А. противостоял маньеризму; применяемые им построения и пластические формы были обращены к классическим принципам Ренессанса, но на той стадии развития А. в нем проявились характерные черты барокко: в иллюзионизме декоративных композиций,в красочности колорита. Дальнейшая эволюция А. связана с образованием французской Королевской академии живописи и скульптуры (1648), опиравшейся на принципы классицизма. В 17 — 18 вв. А. культивировал историко-героические, аллегорические и мифологические сюжеты, условные идеализированные образы, отвлеченно-абстрактные нормы красоты. В 1-й пол. 19 в. он исчерпал свои потенциальные возможности развития, и в это же время с ним начал свое противоборство романтизм, который, как и реализм, впоследствии стал предметом академизации. Академизация содержит в себе опасность отрыва искусства от современности, односторонней ориентации нa существующие образцы, их канонизации и механического повторения. Поэтому академии могли играть в истории искусства не только прогрессивную, но и консервативную роль. Так, в 18 — нач. 19 вв. Императорская Академия художеств в России имела большое прогрессивное значение, поскольку с ней связаны все основные выдающиеся достижения искусства этого времени. Но в сер. 19 в. она стала оплотом отжившего эпигонского классицизма; в ее деятельности возобладали тенденции, тормозящие развитие искусства; это вызывало критику противостоявших ей передвижников и сторонников других течений современного искусства.






Архив ответов: общая карта



(c) Ответы на кроссворды.      [Художественный словарь]