[на главную]     [список ответов на кроссворды]



АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ (по имени мифического героя Академа и названной в его честь рощи близ Афин, где размещалась Академия Платона) — высшие специальные учреждения и учебные заведения (чаще всего государственные, иногда частные). А. х. создавались как творческие сообщества мастеров искусства, знатоков и любителей художеств для сохранения и развития высших, наиболее совершенных традиций искусства, участия в формировании эстетических воззрений эпохи, критериев и норм художественного творчества, создания на этой основе художественной школы, профессионального образования. Первой влиятельной А. х. была "Академия вступивших на правильный путь", созданная ок. 1585 г. в Болонье братьями Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи и отстаивавшая идеи искусства Высокого Возрождения. До нее академиями назывались также рисовальные кружки и творческие собрания. За Болонской академией последовала Королевская академия живописи и скульптуры в Париже (1648), опиравшаяся на искусство классицизма и разработавшая правила т. н. "большого стиля" придворного искусства. В 1692 г. была основана А. х. в Вене, в 1694 — в Берлине, в 1757 — в Петербурге, в 1768 г. — в Лондоне. Центры художественного образования А. х. сыграли прогрессивную роль в развитии художественной культуры своих стран. В 18 — 19 вв. в разных странах Европы и Америки были созданы государственные А. х. Нередко А. х. превращались в оплот консерватизма и подвергались критике со стороны представителей новаторских художественных течений, но вместе с тем здесь осуществлялась подготовка профессиональных художников, и без деятельности А. х. невозможно было развитие художественной культуры. Во 2-й пол. 19 — нач. 20 в. основывались частные школы-студии — "академии", называвшиеся именами их руководителей (в Париже — Жюлиан, 1860; Сюисс, ок. 1860; Карьер, 1898; Рансон, 1908; и др.).

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА — специальное задание для учащихся художественных академий. В петербургской Императорской Академии художеств в 18 — 19 вв. А. п. (отменены реформой в 1893) выполнялись к экзаменам или конкурсам. Каждый месяц воспитанники держали экзамен, представляя рисунки и барельефы с поставленной профессором группы или фигуры, а также архитектурные чертежи. Учащиеся мастерствам и ремеслам экзаменовались академическим собранием каждые полгода, получая со временем звания подмастерьев и мастеров. Наиболее серьезным был экзамен для учеников выпускного класса, выполнявших А. п. самостоятельно по указанной теме. За лучшие работы присуждались серебряные и золотые медали 1-го и 2-го достоинства. Как правило, серебряными медалями отмечались лучшие рисунки, а золотыми — свободные композиции по собственным эскизам. В 18 — 1-й трети 19 вв. ученики в основном следовали образцам античности и итальянского Возрождения, а в 19 в. усилился интерес к древнерусскому искусству и различным стилям прошлого. А. п. выполняли также пенсионеры, отправляемые за границу, и педагоги, претендовавшие на звания "назначенного", профессора, академика, адъюнкт-профессора.

АКАНТ (греч. akanthus), а к а н ф — широко распространенный пластический орнамент античного происхождения; появился в середине 5 в. до н. э., вначале на надгробных стелах. Назван по своему прообразу — растению с нежными и гибкими листьями, распространенному в Средиземноморье - Acanthus spinosus. Листья А. стали украшением капители коринфского и композитного ордеров. Использовался также как декор в римской и византийской архитектуре, в зодчестве Возрождения и барокко. А. вошел в орнаментацию средневековых рельефов, росписей и миниатюр.

АКВАРЕЛЬ (фр. aquarelle, от лат. aqua — вода), водяные краски — краски с растительным клеем в качестве связующего вещества и живопись этими красками. А. отличают чрезвычайно тонкая растирка пигмента и большой процент клеющих веществ (к клею добавляют мед, сахар, глицерин). А. бывает твердая (в плитках), полумягкая (в керамических чашечках) и мягкая (в тюбиках). А. называют и произведения, исполненные в этой технике. Различают собственно А. — прозрачную, основанную на лессировках, без применения белил, и корпусную технику — кроющие водяные краски с применением белил. Главное отличительное свойство собственно А. — прозрачность краски, сквозь которую просвечивает фактура бумаги. При этом художник использует выразительность размывок и затеков, что создает эффект трепетности, легкости и воздушности изображения. А. позволяет сочетать чистоту цвета, богатство и тонкость оттенков с построением формы и пространства цветом. Известно несколько приемов акварельной техники: соединение легкого, прозрачного слоя А. с рисунком карандашом или пером ("акварелированный рисунок"); работа А. по сухой бумаге, нанесение кистью контурного рисунка и разработка ею теней ("итальянская А."); живопись А. на сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель, используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Этот способ ("английская А.") дает А. глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы.Живопись водяными красками была известна в древности и в средние века, но чистая А. стала применяться на рубеже 15 — 16 вв. В 16 — 17 вв. А. использовалась для раскраски (иллюминирования) рисунков, гравюр, чертежей; во 2-й пол. 18 — нач. 19 в. А. послужила для создания шедевров пейзажной живописи (Оноре Фрагонар, Юбер Робер — Франция, Александр Козенс и Джон Роберт Козенс, Томас Гёртин, Уильям Тернер, Джон Констебл — Великобритания). В 19 — 20 вв. в технике А. много работали Эжен Делакруа, Оноре Домье, Поль Сезанн (Франция), Адольф Менцель, Эмиль Нольде (Германия), Мариано Фортуни (Испания). В России выдающимися акварелистами были А. А. Иванов, К. П. и А. П. Брюлловы, П. Ф. Соколов, В. И. Суриков, В. А. Серов, М. А. Врубель, лидеры художественного объединения "Мир искусства" — А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева; в советский период как мастера акварельной живописи выделялись также К. С. Петров-Водкин, Н. А. Тырса, С. В. Герасимов, Р. Р. Фальк, А. В. Фонвизин, В. М. Конашевич, В. Г. Бехтеев. Ср. Гуашь.






(c) Ответы на кроссворды и архив ответов: общая карта