[на главную]     [список ответов на кроссворды]



АКСОНОМЕТРИЯ (от греч. áxōn — ось и métron — мера) — способ изображения сооружений, предметов на чертеже на плоскости они изображаются вместе с пространственной системой координат и с проекцией на координатную плоскость.

АКТ (нем. Akt, от лат. actus — действие) — изображение обнаженного человеческого тела; жанр изобразительного искусства, раскрывающий в изображении обнаженного тела представления о красоте, ценности земных чувств, бытия; может быть выполнено как с натуры, так и по воображению. А. может являться для художника как штудией по изучению обнаженного тела, наброском, моделью для будущих произведений, так и самостоятельным произведением изобразительного искусства. Ср. Ню, Обнаженная натура.

АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidentia — случай), акцидентный набор, типографские работы (бланки, объявления, афиши, пригласительные билеты и т. д.), в наборе которых используются неизобразительные художественные элементы: декоративные шрифты, узорные орнаменты, линейки и др.

АКЦИОНИЗМ (англ. action art — искусство действия) — обобщающее название для ряда форм, возникших в авангардистском искусстве 1960-х гг. (хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации). Представители А. считают, что художник должен заниматься не созданием статичных форм, а организацией событий, процессов, таких, как демонстрация различных жестов, акций, разыгрывание коротких представлений или провокация "событий". Основоположниками А. в США и Европе были художник Клаас Олденбург, организатор и теоретик хэппенингов Аллен Кэпроу, композитор Джон Кейдж. Истоки А. следует искать в деятельности футуристов, дадаистов, сюрреалистов. В А воплотилось стремление новейшего авангарда растворить искусство в спонтанно протекающих процессах жизни, стереть грань между искусством и действительностью.

АЛАБАСТР (лат. alabaster, от греч. alabastros — сосуд из алебастра) — древнегреческий сосуд, украшенный орнаментом, продолговатый, сужающийся кверху и закругленный внизу. Греческий А. не имел ручек. У горла находилось ушко, за которое А. подвешивали.

АЛЕБАСТР 1) поделочный и облицовочный полупрозрачный или просвечивающий светлый камень различных оттенков желтовато-белого, охристого, розового, оранжевого и серого цвета; горная порода, плотный и тонкозернистый агрегат гипса. В Древнем Египте широко применялся для облицовки стен и мощения полов внутри гробниц и святилищ, а также для изготовления декоративных и ритуальных ваз, кувшинов и блюд, столов для жертвоприношений, для статуй и статуэток; 2) то же, что стук, или ганч.

АЛЕБАСТР 1) поделочный и облицовочный полупрозрачный или просвечивающий светлый камень различных оттенков желтовато-белого, охристого, розового, оранжевого и серого цвета; горная порода, плотный и тонкозернистый агрегат гипса. В Древнем Египте широко применялся для облицовки стен и мощения полов внутри гробниц и святилищ, а также для изготовления декоративных и ритуальных ваз, кувшинов и блюд, столов для жертвоприношений, для статуй и статуэток; 2) то же, что стук, или ганч.

АЛЛА ПРИМА (итал. alla prima, букв. — в первый момент) — то же, что живопись по сырому. Означает также способ исполнения в один прием, за один сеанс, без предварительных прописок и подмалевка.

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allēgoria — иносказание) — в изобразительном искусстве олицетворение отвлеченных понятий, изображение их через ассоциативно связанные конкретные образы, существа и предметы (напр., изображение Справедливости или Правосудия в виде женщины с весами в руках). Аллегорические изображения обычно наделяются поясняющими их значение атрибутами. В отличие от многозначного символа, допускающего различные толкования, А. однозначна: связь между образом и его значением устанавливается по аналогии или подсказывается традицией. Персонификация человеческих свойств (напр., пороков и добродетелей) широко известна в античном и средневековом искусстве ("Клевета" древнегреческого живописца 4 в. до н. э. Апеллеса, аллегорические фигуры на фасадах средневековых храмов). В искусстве поздней готики и Возрождения, барокко и классицизма А. получила новые усложненные формы ("Аллегория Благоразумия" Джотто, фреска капеллы дель Арена в Падуе, ок. 1305); связь между изображением и его аллегорическим смыслом становилась подчас очень замысловатой и требовала расшифровки ("Любовь земная и небесная" Тициана, ок. 1515 — 1516, Рим, галерея Боргезе). Романтики осуждали абстрактность А., насаждавшейся академизмом, предпочитая сложную игру символов: неопределенность отношений между знаком и смыслом была воспринята и развита течениями рубежа 19 — 20 вв. (символизм, метафизическая живопись, сюрреализм). Однако нараставший в 20 в. интерес к знаковым системам и сложным смысловым связям породил новые формы аллегорической композиции ("Мир" и "Война" Пабло Пикассо, 1952, капелла в Валлорисе). Соотношение А. и образа в современных А. бывает неожиданным и парадоксальным. Характер А. и их взаимосвязь с символом на протяжении веков постоянно меняются в зависимости от стиля, художественного метода и направления.






Архив ответов: общая карта



(c) Ответы на кроссворды.      [Художественный словарь]