[на главную]     [список ответов на кроссворды]



АКВАТИНТА (итал. aquatinta, от aqua — вода и tinta — окрашенная) — разновидность гравюры на металле. Металлическую пластину равномерно покрывают смолистым порошком асфальта, канифоли (или чаще смесью обоих) и подогревают. Многие современные граверы используют вместо канифоли гранулированную массу, полученную методом высокого давления. Поверх образовавшегося грунта кистью наносится рисунок. Опуская доску в кислоту, ее подвергают легкому травлению. Кислота разъедает металл в промежутках между частицами порошка, создавая неравномерно шероховатые поверхности, которым в отпечатке соответствуют тона различной интенсивности. Многократно повторяя этот прием, добиваются все большей глубины тона. Гравюра А. напоминает рисунок кистью — тушью или акварелью. А. изобретена Жаном Батистом Лепренсом около 1760 г. во Франции, вначале она существовала в качестве репродукционной техники (в т. ч. в цветной гравюре). Франсиско Гойя, сочетая А. со штриховым офортом и используя ее как самостоятельную технику, открыл большие выразительные возможности А., получившие развитие в 19 — 20 вв.

АКВАТИПИЯ (от лат. aqua — вода и греч. týpos — отпечаток) — в гравюре разновидность печати: оттиск, выполненный водяной обезжиренной краской, дает эффект, близкий к акварели. А. впервые использована русским гравером И. Н. Павловым (1872 — 1951).

АКВАФОРТЕ (итал. aquaforte — офорт) — то же, что офорт. Общества аквафортистов существовали в ряде стран. Общество русских аквафортистов, основанное в 1871 г. в Петербурге Л. М. Жемчужниковым и А. И. Сомовым, организовало офортную мастерскую, пропагандировавшую офорт в России, среди членов Общества — Н. Н Ге, И. Н. Крамской, И И. Шишкин.

АКВЕДУК (лат. aquaeductus — водопровод, от aqua — вода и duco — веду) — водопровод (мост с лотком или трубой), по которому вода подается из вышерасположенных источников к населенным пунктам или оросительным системам. А., перекинутые через долины рек, овраги, ущелья, в Древнем Риме были выдающимися инженерными сооружениями из камня, кирпича и бетона (мост через р. Гар близ Нима во Франции, кон. 1 в. до н. э. — нач. 1 в., высота, аркады 48,8 м; А. "Эль-Пуэнте" в Сеговии в Испании, 1 — 2 вв., 2 яруса гранитных арок, высота 28,5 м).

АККУМУЛЯЦИЯ (англ., фр. accumulation — накопление, нагромождение) — одна из форм деятельности, введенная в практику художниками авангардистской волны 1960-х гг., разновидность ассамблажа. Работая способом А., художник собирает бытовые вещи (чаще всего однотипные и бывшие в употреблении) и либо выкладывает их в прозрачной коробке, либо укрепляет на щите, создавая рельефоподобную композицию. Наиболее известны А. французского художника Армана А. Фернандеса руки целлулоидных кукол, крышки от бутылок, шестерни механизмов, обувные колодки, расчески. Собранные вместе под плексигласовой крышкой, эти банальные предметы утрачивали свой вещественный характер, становились ритмическими элементами абстрактной композиции.

АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ — синтетические краски, особенно активно используемые с середины 20 в. представителями абстрактного экспрессионизма. Отличаются ярким, насыщенным цветом, светостойкостью. Легко растворяются в воде, что позволяет достигать с их помощью и художественные эффекты прозрачности, напоминающие технику акварели, и работать корпусно. Очень быстро сохнут и позволяют создавать произведения с выраженной фактурой. А. к. находят широкое применение в рекламе и оформительском искусстве.

АКРОЛИТ (от греч. ákros — крайний и líthos — камень), акролиф — технический метод, использовавшийся в античной скульптуре: статуя или портретный бюст, созданные с применением неоднородных материалов (напр., мрамор в сочетании с расписанным или позолоченным деревом, которое должно было передавать одежды, драпировки). В скульптуре модерна использовались методы полихромии и А. ("Бетховен" Макса Клингера, 1886 — 1902, мрамор, гипс и бронза). Ср. Хрисоэлефантинная скульптура.

АКРОПОЛЬ (греч. akrópolis, от ákros — верхний и pólis — город) — укрепленная часть города в Древней Греции; располагалась, как правило, на возвышении, над нижним городом. За стенами А. всегда находился храм покровительствующего городу божества. Многие А. со временем приобретали значение культового центра и украшались с особой заботой, напр. самый знаменитый из них в Афинах (создан под руководством Фидия), где находились такие храмы, как Парфенон (главный храм, посвященный Афине), Эрехтейон, храм Ники Аптерос (все — 2-я пол. 5 в. до н. э.).

АКСЕССУАР (фр. accessoire — побочный, дополнительный) — предмет второстепенного значения, дополняющий характеристику персонажей и часто способствующий раскрытию общего замысла. В портрете А. — каждая из значащих деталей обстановки или костюма, связанных с изображенным лицом.






Архив ответов: общая карта



(c) Ответы на кроссворды.      [Художественный словарь]