[на главную]     [список ответов на кроссворды]



АЛФИС (исп.), алфиш (португ.), в мавританском искусстве квадратная или прямоугольная кирпичная или каменная рама, обрамляющая нишу михраба, портал, оконные или дверные проемы на всю высоту или только в их верхней части. Строгая, статичная, прямолинейная структура А., нередко орнаментированного, вносит организующее начало в декоративное оформление стены и в целом в архитектурную композицию здания.

АЛЬ ФРЕСКО (итал. al fresco, affresco), аффреско — см. Аффреско. Фреска.

АЛЬГРАФИЯ — см. Автолитография.

АЛЬГРАФИЯ — см. Автолитография.

АЛЬКОВ (фр. alcôve) — обширная ниша в стене спальной комнаты, предназначенная для помещения в ней кровати, ложа (иногда осененного балдахином).

АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА альпинарий — в садово-парковом искусстве искусственная горка или склон, формируемый из камней различной формы и щебня с небольшими участками земли, насыпанной между ними. А. г. используется как важный эстетический элемент ландшафта, на ней высаживаются растения, характерные для альпийской флоры. Часто низкорослые альпийские растения компонуются вместе с имитацией скалистого ландшафта и водой.

АЛЬФРЕЙНАЯ РАБОТА (искаж итал. al fresco — фреска) — профессиональный термин малярного дела, обозначающий декоративную роспись стен орнаментом (обычно растительными мотивами); А. р. выполняется по рисунку, нанесенному припорохом или по трафарету, клеевой краской или маслом, часто с переходом из цвета в цвет.

АМАЛАКА (санскр. — плод лотоса), архитектурная деталь средневекового индийского храмового зодчества. А. в виде приплюснутого ребристого диска венчает параболическую по своим очертаниям храмовую башню (шикхара) североиндийского типа; имеет емкий символический смысл, восходящий к добуддийским верованиям.

АМБУЛАТОРИЙ см. Деамбулаторий.

АМВОН (греч. ambōn — подножие горы, возвышение) — 1) в раннехристианской и византийской церквах кафедры, помещенные по сторонам хора или под центральным куполом; 2) в русской церкви выступающая, полукруглая часть солеи против Царских врат. А. символизирует камень у гроба Господня, который был отвален ангелом и с которого он возвестил о воскресении Иисуса Христа. А. называется также возвышенная, большей частью полукруглая и выдвинутая в середину храма средняя против Царских врат часть солеи.

АМПИР (фр. empire — империя) — стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве первой трети 19 в. в странах Европы, завершающая фаза эволюции классицизма. Основные источники творческого переосмысления и вдохновения для А. — искусство архаики в Древней Греции и искусство императорского Рима, а также культура Древнего Египта. В античности А. черпал, с одной стороны, монументальность, лаконизм, а с другой — идею утверждения имперского величия через посредство многочисленных атрибутов и символов. Широкое распространение в архитектуре А. получили массивные портики дорического и тосканского ордеров, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, а декор зданий был нередко перегружен военной атрибутикой гл. обр. римского происхождения (дикторские связки, доспехи, венки, геральдические орлы и т. п.). Пластические особенности древнеегипетского искусства подсказали мастерам А. активное использование больших нерасчлененных поверхностей стен, геометрическую правильность цельных объемов зданий, массивность пилонов и колонн. Мастера А. прибегали также ко многим антикизированным мотивам древнеегипетских орнаментов и символов, среди которых ведущее место отводилось изображениям сфинксов. Вместе с тем в структуре формообразования А. просматриваются и некоторые новшества. Среди них — усиление градообразующей роли фасадов зданий, использование стены не только как грани массивного объема, но и как плоской преграды, призванной обеспечить симметричность и гармоничность ансамбля в целом (арка здания Главного штаба и его угол на набережной Мойки в Санкт-Петербурге, 1819 — 1829, архитектор К. И. Росси).А. в архитектуре сложился на рубеже 18 — 19 вв. во Франции, в проектах Клода-Никола Леду и других мастеров эпохи Великой французской революции. Их идеи монументальных, лаконичных и геометрически выразительных сооружений носили в основном утопический характер, но они обогатили последующие поиски архитекторов. В императорский период во Франции широко распространилось прямое заимствование архитектурных типов и форм древности (триумфальные арки, обелиски, памятные императорские колонны) и мотивов декора интерьеров (рельефы, напоминающие древнеегипетские образцы; росписи, навеянные помпеянской стенописью; декоративные вазы, похожие на греческие архаические и этрусские, и т. п.). А. проявился также в искусстве мебели (изделия Франсуа Жакоба во Франции, мебель по проектам А. Н. Воронихина, К. И. Росси в России), где часто использовался эффект сочетания темного дерева и накладного золоченого бронзового декора в духе египетских и римских древних украшений. Сильное влияние оказал стиль А. на формы и декор изделий из металла, фарфора, стекла и на модели одежды.В России А. (в ы с о к и й классицизм) получил наибольшее распространение в градостроительных ансамблях центра Петербурга, спроектированных К. И. Росси (Главный штаб, Александрийский театр и примыкающая к нему Театральная улица), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство), Жаном Тома де Томоном (стрелка Васильевского острова с Биржей) и др. В Москве в стиле А. выстроены многие здания и особняки, спроектированные Джованни Баттиста и Доменико Жилярди и А. Г. Григорьевым (Опекунский совет, особняки Луниных, С. Гагарина, постройки в усадьбе Кузьминки и др.), в этом же стиле в Москве по проектам О. И. Бове были сооружены Верхние торговые ряды на Красной площади (не сохранились). Большой театр с прилегающими зданиями (позже частично перестроены), Первая градская больница. Триумфальные ворота (разрушены в 1932, перенесены и восстановлены в 1968). В русской скульптуре высокий классицизм нашел отражение в ряде памятников (памятник К. Минину и Дм. Пожарскому на Красной площади в Москве, скульптор И. П. Мартос), в московских фонтанах И. П. Витали, в монументально-декоративной пластике Ф. Ф. Щедрина, С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского, украшающей многие здания Санкт-Петербурга.






(c) Ответы на кроссворды и архив ответов: общая карта