[на главную]     [список ответов на кроссворды]



АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА (греч. templon — букв. храм) — в христианском храме ограждение алтаря от помещения для молящихся. А. п. известна с 4 в. Приобрела символическое значение видимой границы между миром Дольним и миром Горним, который олицетворял алтарь — Святая Святых в восточной части христианского храма.В раннехристианском мире были известны два типа А. п.: в виде парапета и в виде портика, который получил распространение и дальнейшее развитие в византийской архитектуре. Он представлял собой ряд колонн, поддерживающих архитрав. В интерколумниях находились невысокие парапеты. На лицевой стороне архитрава (космитиса) в медальонах помещались образы святых, составлявшие Деисус. В 11 — 13 вв. антропоморфные изображения исчезают с космитиса: это происходит, по-видимому, из-за появления икон (э п и с т и л и е в), поставленных на архитрав. Эти иконы, написанные на вытянутых по горизонтали досках, взяли на себя функцию изображений, некогда помещаемых на космитисе. Интерколумнии таких А. п. оставались свободными от икон и закрывались завесами. А. п. не была сплошной — ее разделяли алтарные столбы храма. На их плоскостях, обращенных к молящимся, помещались мозаичные или фресковые образы. Существовали и деревянные А. п., в которых место космитиса занимал эпистилий. Число и назначение врат в А. п. не было постоянным.Каменная А. п. в виде портика появилась на Руси вместе со структурой крестово-купольного храма. Здесь она претерпела изменения, подобные происшедшим в Византийской империи, где с 14 в. в А. п. интерколумнии заполняются иконами. На рубеже 14 — 15 вв. в Сев.-Вост. Руси А. п. превращается в глухую стенку между алтарными столбами (напр., в соборе Саввино-Сторожевского монастыря в подмосковном Звенигороде). Некогда существовавшие колонки под космитисом превратились в пилястры с капителями, поддерживающие деревянное тябло первого ряда иконостаса. Простенки между пилястрами были расписаны фресками. С нач. 15 в. известна А. п. в виде сплошной стенки, ограждающей не только собственно алтарь, но и жертвенник и дьяконник (Троицкий собор Троице-Сергеева монастыря в Сергиевом Посаде под Москвой). Ее появление связывается с формированием единого иконостаса (не разделенного восточными столбами храма). А. п. подобного типа остается не закрытой иконами местного ряда еще в 1-й трети 16 в. Однако если в 15 в. пилястры на лицевой поверхности А. п. повторяют ритм колонок византийских темплонов (Успенский собор Московского Кремля), то в 16 в. они являются частью алтарных столбов (собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, 1508 — 1516), а иногда заменяются фигурными кронштейнами (Успенский собор в Дмитрове под Москвой, 1-я треть 16 в.). Вероятно, с сер. 16 в. поверхность А. п. начинают закрывать иконами местного ряда, и А. п. окончательно лишается архитектурного декора. С появлением иконостаса каркасного типа А. п. полностью закрывается иконами местного ряда и одновременно теряет свое конструктивное значение опоры рядов иконостаса. В 17 в. А. п. исчезает, встречаясь только в памятниках, ориентированных на конкретные исторические образцы.

АЛТАРЬ (лат. altaria, от alta аrа — высокий жертвенник), жертвенник; у древних народов священное место принесения жертвы или вознесения молитв богу (богам), в буддизме и христианстве — самая важная святая часть храма. На Ближнем Востоке древнейшие А. представляют собой искусственные возвышения, земляные или из природного камня: "И сказал Господь Моисею.. сделай Мне жертвенник из земли и принеси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих.. если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как наложишь на них тесло твое, то осквернишь их; и не восходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открывалась при нем нагота твоя" (Исх. 20:22 — 26). Древние А. обычно имели форму высокого стола, воздвигнутого из каменного блока (часто с углублением для жертвы на верхней грани) или плиты. В эллинистический и римский периоды сооружались монументальные А. в виде здания с колоннадами, лестницами, мраморными рельефами (Большой алтарь Зевса в Пергаме, около 181 — 159 до н.э.; реконструкция — Государственные музеи, Берлин). Небольшие А. в форме колонки или столпобразного постамента предназначались для воскурения жертвенного фимиама, иногда снабжались посвятительными надписями и в некоторых случаях — рельефными изображениями донаторов. На Дальнем Востоке древнейшие А. имели вид насыпного холма с очагом в центре. В древнем и средневековом Китае А. служил местом вознесения молитв Небу и Земле и в соответствии с космогоническими представлениями китайцев имел форму круглой (подобно Небу) и квадратной (подобно Земле) в плане многоступенчатой террасы. А. буддийского храма представляет собой расположенное против входа в глубине зала возвышение со статуями божеств; в средние века получили распространение переносные А. с буддийскими статуями и росписями на темы буддийских легенд.В христианской церкви А. — жертвенный стол (престол); также восточная часть внутреннего помещения, отделенная от остальной части алтарной преградой (в православной русской церкви с 14 — 15 вв. превращенной в иконостас). С 8 в. известны переносные A.-складни, с 11 в. — стенки ("ретабли") с живописью и скульптурой. А. — место только для священнодействующих. Многие знаменитые шедевры западноевропейского искусства были созданы как алтарные картины ("образы"), напр. "Вознесение Марии" Тициана (ок. 1516 — 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции) или алтарные стенки-складни — "Гентский алтарь", живописцы Хуберт и Ян ван Эйк (окончен в 1432, собор св. Бавона, Гент), "Краковский алтарь", скульптор и живописец Файт Штосе (1477 — 1489, костел Девы Марии в Кракове), триптихи "Водружение креста" (ок 1610 — 1611) и "Снятие со креста" (ок. 1611 — 1614) — оба выполнены Питером Пауэлом Рубенсом (оба в соборе Богоматери в Антверпене).






Архив ответов: общая карта



(c) Ответы на кроссворды.      [Художественный словарь]