[на главную]     [список ответов на кроссворды]



АМУЛЕТ предмет, которому приписывается сверхъестественная магическая сила, способная предохранить ее владельца от несчастий, болезней, злых чар. Близок по значению талисману. Изначально связан с первобытной магией и фетишизмом. В культуре Востока — древнейший объект искусства, в том числе связанного с заупокойным культом и погребальными обрядами. Художественным совершенством отличались А. Древнего Египта — выполненные из египетского фаянса, керамики, самоцветов, дерева, металла и кости скарабеи, маски, статуэтки богов, ритуальные бритвы-топорики, "око Гора" и др. С. 4 в. до н.э. в Навкратисе — греческой колонии в дельте Нила изготовлялись А. в египтизирующем стиле, развозившиеся по всему Средиземноморью и вызывавшие местные подражания.

АМФИПРОСТИЛЬ (лат. amphipro-stylos, от греч. amphi — с обеих сторон и простиль) — прямоугольный в плане античный храм, целла которого с обеих торцевых сторон украшена колоннадами по четыре колонны в каждой.

АМФИТЕАТР (греч. amphitheatron) — 1) В Древней Греции — места для зрителей в театре, расположенные полукругом на склонах холмов. В Древнем Риме — сооружение для публичных зрелищ (боев гладиаторов, травли зверей и т. д.). Как правило, эллиптический в плане А. слагается из двух обращенных друг к другу греческих театров и имеет арену в центре и расположенные вокруг нее ступенчато поднимающиеся концентрические ряды для зрителей; 2) расположение мест повышающимися дугообразными рядами в театрах, цирках, концертных залах, аудиториях, на стадионах и т. д.

АМФОРА (лат. amphora, от греч. amphi — с обеих сторон и phoros — несущий) — распространенный в Древней Греции тип округлых сосудов с двумя ручками; А. применялись для хранения масла или вина; имеют поддон, овальное по силуэту тулово, вертикальные ручки; А. бывают как керамическими, так и металлическими (бронзовыми, серебряными, золотыми). Керамические А. часто расписывались.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — метод, разработанный и обоснованный П. Н. Филоновым в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве 1910 — 1920-х гг. Отталкиваясь от принципов кубизма, Филонов считал необходимым обогатить его ограниченный рационализмом метод принципом "органического роста" художественной формы и "сделанности" картин. В своем А. и. Филонов шел от частного к общему, от "элементарных частиц" природного мира и живописного произведения к созданию целостной картины мира. Каждое прикосновение маленькой кисти к холсту — "единица действия", воздействующая одновременно формой и цветом. Органический рост художественной формы мыслился Филоновым как основа для гармоничного взаимодействия человека и природы и противопоставлялся бесчеловечной урбанизации.В 1925 г. Филонов возглавил коллектив "Мастера А. и." (Т. Н. Глебова, А. И. Порет и др.), который развивал открытые и сформулированные им принципы. Художники группы организовывали выставки, оформляли спектакли и книги, основываясь на принципах А. и.

АНАМОРФОЗ (фр. anamorphose — преобразование, от греч. anamorphōsis — изменение формы), анаморфоза — композиционный прием, основанный на использовании причудливых перспективных ракурсов и иллюзий, гротескных графических и живописных эффектов. В результате возникает "двойной" или "окказиональный" (как бы случайный) образ, совмещающий в себе разные мотивы, зримо перетекающие один в другой: пейзаж становится сценой битвы, гора — человеческой головой, ствол дерева — уродливым телом и т. д. А. охотно применялся мастерами Возрождения, понимавшими его как наглядный знак сотворчества художника и "божественной Природы-Искусницы", беспрестанно порождающей новые формы. Самый знаменитый пример — странный продолговатый предмет на полу в "Портрете французских послов" Ханса Хольбайна (младшего) (1533), который в определенном ракурсе оказывается человеческим черепом. В 20 в. А. особенно характерны для сюрреализма, прежде всего для творчества Сальвадора Дали. Распространению термина способствовал литовский историк искусства Юргис Балтрушайтис, написавший об А. специальное исследование.

АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ (греч. anatomē — рассечение) — раздел анатомии, изучающий пластические свойства, внешние формы и пропорции человеческого тела, а для анималистов — также пластику тела животного и птицы (см. Пластика) в зависимости от их строения. А. п. основана на анализе и знании кожного покрова, мускулатуры, скелета в состоянии покоя и в движении. А. п. является необходимой вспомогательной дисциплиной в системе специального художественного образования.

АНАХРОНИЗМ (от греч. ana — обратно, против и chronos — время) — 1) изображение событий к.-л. эпохи с внесением не свойственных ей черт (напр., изображение античных героев художниками средних веков и Раннего Возрождения в костюмах своего времени); 2) течение в европейской живописи постмодернизма, сформировавшееся во 2-й пол. 1970-х гг. Искусство "анахронистов" характеризуется интеллектуализмом и метафизичностью образов, стремлением выразить (в духе неоклассицизма) скрытый аспект обычных вещей и обыграть семантическое богатство традиций от Ренессанса до романтизма. Представители А. в Италии — А. Абате, Р. Барни, О. Галлиани, К. М. Мариани, Л. Онтани, во Франции — Ж. Гаруй и др. В эстетическом и концептуальном отношениях А. близок течению Питтура кольта.






Архив ответов: общая карта



(c) Ответы на кроссворды.      [Художественный словарь]