[на главную]     [список ответов на кроссворды]



АНГЛИЙСКАЯ АКВАРЕЛЬ — см. Акварель.

АНГЛИЙСКИЙ ПАРК — см. Пейзажный парк.

АНГЛИЙСКИЙ ХРУСТАЛЬ (англ. flint glass), свинцовое стекло — вид хрусталя, появившийся в 1670-х гг. в Англии, когда было получено новое по составу стекло на основе окиси свинца. Изобретателем А. х. считается Дж. Рейвенскрофт. Центрами производства А. х. были Дублин, Стауэрбридж, Бристоль, Белфаст, Уотерфорд. Появление твердого А. х. позволило применить новые виды декора — "ромбическую" грань наподобие алмазной, в 19 в. — брильянтовую шлифовку. Этот тип гранения максимально выявлял преломление света в гранях. Техника производства А. х. широко распространилась в Чехии, Германии, Франции, России и др. и имела большое значение для развития стеклоделия в этих странах.

АНГОБ (фр. engobe), ангобирование — декоративное керамическое покрытие из беложгущихся и цветных глин, наносимое на поверхность керамического изделия и закрывающее его естественный цвет или грубую фактуру материала. А. наносится пульверизатором или поливкой, кистью либо рожком по сырому необожженному черепку с последующим обжигом. А. может быть покрыт слоем прозрачной глазури, росписью. Роспись ангобом — в основном пастозная живопись, не имеющая тональных переходов, а мазки могут иметь небольшой рельеф. А. был известен в античном декоративном искусстве. При декорировании фарфора техника ангобирования получила название pâte sur pâte (масса на массе) и широко применялась на Севрском фарфоровом заводе (Франция).

АНДА (санскр.) — полусферический массивный корпус буддийской ступы.

АНДАЛУССКИЙ САД см. Рийяд.

АНДЕГРАУНД (англ. underground — подполье), андерграунд — понятие, возникшее в США и означающее "подпольную" культуру как составную часть т. н. контркультуры, противопоставившей себя ограничениям и условностям культуры, господствовавшей в буржуазном обществе. Типичная тематика американского А. — "сексуальная революция", наркотики как способ бегства от общества, проблемы маргинальных социальных групп.В советский период понятие А. приобрело иной смысл, став обозначением сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, а также литературу, музыку и т. д. В сер. 1950-х — кон. 1980-х гг. "художественная оппозиция" в СССР была представлена деятельностью таких групп, как "Лианозовская" (Е. Кропивницкий, Л. Кропивницкий, Л. Мастеркова, В. Немухин, Н. Вечтомов, О. Рабин и др. — с 1956 до сер. 1970-х гг.), студия Элия Белютина (с сер. 1950-х до сер. 1970-х гг.), "Сретенский бульвар" (И. Кабаков, Ю. Соболев, А. Брусиловский, Э. Неизвестный, Ю. Соостер — с 1960 до сер. 1970-х гг.), "Движение" (Л. Нусберг, Ф. Инфанте и др. — с 1962), "Арго" (Ф. Инфанте, Н. Горюнова и др. — с 1970), "Коллективные действия" (А. Монастырский, Н. Панитков, Г. Кизевальтер, И. Макаревич, Н. Алексеев, С. Ромашко и др. — с 1975), "Гнездо" (М. Федоров-Рошаль, Г. Донской, В. Скерсис — 1975), "Мухоморы" (С. Гундлах, К. Звездочетов, В. Мироненко и др. — с 1978), "Клуб авангардистов" (2-я пол. 1980-х гг.), "Чемпионы мира" (тогда же) и др. В русле А. развивалось творчество В. Сидура, А. Зверева, Э. Булатова, И. Чуйкова, В. Комара и А. Меламида и других представителей авангардизма, движения соц-арт и других оппозиционных направлений. После постепенного снятия ограничений и запретов на свободу художественного творчества в начале 1990-х гг. А. сошел на нет.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животных. А. ж. сочетает естественнонаучные и художественные начала. Художник-анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания (напр., в станковой живописи и скульптуре, в эстампе); декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорических и сатирических изображениях) животное "очеловечивается", наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного (напр., в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе). Сложению А. ж. предшествует долгая традиция изучения и изображения животных. Об острой наблюдательности свидетельствуют изображения зверей и птиц в первобытном искусстве; ярко выразительны стилизованные фигуры в памятниках звериного стиля (у скифов, кельтов, германцев, в англоирландских и новгородских рукописях), в искусстве Древнего Востока, Африки, Океании, Древней Америки, в народном творчестве многих стран. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках; в средние века в Европе были распространены аллегорические и фольклорные, сказочные образы птиц и зверей. В эпоху Возрождения появились изображения животных с натуры (Пизанелло, Альбрехт Дюрер). Собственно А. ж. (жанр "цветы-птицы") и художники-анималисты появились в Китае в периоды правления династии Тан (Хань Хуан, 8 в.) и династии Сун (Муци, 13 в.), в Европе — в 17 в. в Нидерландах (Паулюс Поттер, Алберт Кейп) и Фландрии (Франс Снейдерс, Ян Фейт), в 18 в. во Франции (Жан Батист Удри), России (И. Ф. Гроот). В 19 — нач. 20 в. наряду с романтическим восхищением силой и ловкостью зверя (Антуан Луи Бари во Франции) определяется стремление к точному изучению животных (Джон Одюбон в США, Констан Труайон во Франции, скульпторы П. К. Клодт, Е. А. Лансере в России, Аугуст Гауль в Германии, Кристен Томсен в Дании), часто в естественной обстановке их жизни (живописцы Бруно Лильефорс в Швеции, А. С. Степанов в России). В русском искусстве советского периода сложилась большая группа анималистов (в т. ч. мастеров керамической, деревянной, металлической пластики, иллюстраторов детской книги), удачно соединивших понимание животных и любовь к природе с яркой образностью: В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, Е. И. Чарушин, Д. В. Горлов, А. Г. Сотников, А. В. Марц.






(c) Ответы на кроссворды и архив ответов: общая карта