[на главную]     [список ответов на кроссворды]



АНТРЕСОЛЬ (фр. entresol) — 1) верхний полуэтаж с низким потолком, встроенный в объем основного этажа, характерный для особняков и усадебных домов 18 — 1-й пол. 19 в.;2) род балкона внутри высокого помещения.

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. antropos — человек и morphe — вид) — уподобление человеку, наделение человеческим обличьем и человеческими качествами предметов и явлений неживой природы, растительного и животного мира, воображаемых существ и божеств. Восприятие природы в духе А. и анимизма (одухотворения окружающих человека предметов и явлений) свойственно человеку с древнейших времен, так же как и проявления зооморфизма. Антропоморфные изображения божеств в первобытном искусстве (женские статуэтки верхнего палеолита; идолы неолита, напр. кикладские идолы на о-вах Эгейского моря, III — II тыс. до н. э.) свидетельствуют об очеловечении и одухотворении природных сил уже на самых ранних стадиях развития общества. В пору разложения первобытного строя и образования ранних, государств и государственных религий образы богов получают последовательно человеческий облик (хотя нередко сохраняются зооморфные и фантастические черты).А. присущ иногда и позднейшему искусству, когда человеческими чертами наделяются образы природы, навеянные мифами, легендами, сказками, притчами, баснями и т. д., как в древности и в средние века, так и в символическом и фантастическом искусстве — от эпохи Возрождения (Хиеронимус Босх, Питер Брейгель) до романтизма (Филипп Отто Рунге), символизма (Арнольд Бёклин), сюрреализма (Сальвадор Дали).

АНТЫ (лат. antae) — продолжения двух продольных стен прямоугольной целлы в длину, за пределы поперечной стены. Имеют плоские торцы, оформленные близко к правилам ордера; между торцами помещены, как правило, две колонны. А. образуют у дверей в наос или за ним особое помещение, одна сторона которого открыта. См. Храм в антах.

АНФАС (фр. en face, букв. — в лицо) — изображение портретируемого лицом к зрителю. С древности этот прием применяли в скульптурных и живописных изображениях божеств, так как фронтальность придает божеству неподвижность "вечного" предстояния, постановка фигуры в А. сообщает торжественность парадным портретам монархов, полководцев, трибунов. В христианском искусстве Вседержитель и Богоматерь Оранта изображались строго фронтально, тогда как в изображении Богоматери с младенцем Дева Мария склоняется к сыну. Прием А. играл и диаметрально противоположную роль: он создавал атмосферу камерности, интимности, внутренней близости зрителя с портретируемым, глядящим ему прямо в глаза, как его собственное отражение в зеркале (мудрый взгляд Рембрандта в автопортрете 1658 г., веселое лицо "Девушки с веером" Огюста Ренуара).Большую роль в использовании этого приема играет направление взгляда портретируемого. Отведенные глаза отвлекают зрителя от изображения. Опущенный взгляд как бы скрывает внутренний мир модели, направленный прямо на зрителя помогает ему постичь внутренний мир человека.

АНФИЛАДА (фр. enfilade, от enfiler — нанизывать на нить) — ряд последовательно размещенных друг за другом помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает протяженную пространственную перспективу в интерьере дворца, особняка, общественного здания. Принцип А. как композиционной оси здания особенно характерен для архитектуры дворцов барокко и классицизма.

АНХ (егип. – жизнь, процветание; тот, который живет), в Древнем Египте символ вечной жизни, эмблема возрождения. Изображался в виде креста с верхним лучом в форме петли и удлиненным нижним лучом. Понимался как ключ, открывающий путь к божественному знанию (замкнутая петля – знак вечности, Т-образная нижняя часть — символ мудрости).

АПАДАНА древнеперсидское обозначение парадного дворца, заимствованное эламским, аккадским и другими языками Древнего Востока. В дворцовой архитектуре Ирана эпохи Ахеменидов (6 — 4 вв. до н.э.) парадный многоколонный приемный зал на высокой платформе с лестницами, перекрытый плоским балочным потолком, положенным на ряды широко расставленных деревянных или каменных колонн. Зал, обычно квадратный в плане, был замкнут толстыми, без окон, стенами из сырцового кирпича, внутри освещался факелами и был пышно украшен. Перед залом или вокруг него располагались колонные портики; с каждой стороны А. возвышалась массивная четырехгранная башня с ведущей на крышу лестницей. Наиболее известна А. Дария и Ксеркса в Персеполе (между 520 и 450 до н.э.; сожжена в 330 до н.э. Александром Македонским), вмещавшая до 10 тысяч человек; потолок зала опирался на 72 тонкие каменные колонны высотой более 20 м.






(c) Ответы на кроссворды и архив ответов: общая карта