[на главную]     [список ответов на кроссворды]



АВАНТИТУЛ (от фр. avant — перед, и титул) — страница книги, предшествующая титульному листу. На А. обычно помещают название издательства, его марку, наименование серии или иные сведения.

АВЕРС (фр. avers, от лат. adversus — обращенный лицом) — лицевая сторона медали, монеты. См. также Реверс, Медальерное искусство.

АВТОГРАВЮРА (от греч. autós — сам и фр. gravure — гравюра) — гравюра, в которой печатная форма (из разных материалов — дерево, линолеум, металл) выполняется самим художником — автором композиции.

АВТОГРАФ (от греч. autós — сам и gráphō — пишу, рисую) — собственноручная авторская подпись на художественном произведении.

АВТОГРАФИЯ (от греч. autós — сам и gráphō — пишу, рисую) — вид литографии, в котором изображение на камень или корнпапир наносит автор, в отличие от репродукционной литографии, где используют труд мастера-литографа или фотомеханические способы нанесения изображения на камень.

АВТОЛИТОГРАФИЯ (от греч. autós — сам, líthos — камень и gráphō — пишу, рисую) — один из способов художественной литографии, при котором художник работает непосредственно на литографском камне, создавая А. либо целиком (включая весь процесс травления и печатания), либо до травления. В этом случае обработка камня и пробная печать производятся мастером-полиграфистом. А. выполняют иногда на заменяющей камень цинковой или алюминиевой пластинке (альграфия). Ср. Автография.

АВТОПОРТРЕТ (от греч. autós — сам, и портрет) — графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал. Эта особая разновидность портретного жанра выражает оценку художником своей личности, ее роли в мире и обществе, своих творческих принципов. Художник может стремиться в А. к объективности самооценки, возвышать или разоблачать себя, представлять себя в различных обличьях (характерно для многочисленных А. Рембрандта), одевать себя в различные костюмы, мифологизировать свой образ и т. д. В А. могут быть отражены личные особенности художника либо общие черты поколения, социальной или национальной среды. А. может быть включен в композицию с изображением других персонажей.

АВТОТИПИЯ (от греч. autós — сам и týpоs — отпечаток) — тоновая цинкография, один из наиболее распространенных видов репродукции, воспроизведение средствами высокой печати тоновых оригиналов (фотографий, живописи, акварелей и др.). Печатные формы (клише) в А. изготовляются путем фотографирования изображений через растр; печатающие элементы получают вид мелких рельефных точек разных размеров.

АВТОЦИНКОГРАФИЯ (от греч. autós — сам и цинкография) — разновидность выпуклой гравюры: рисунок наносится художником от руки непосредственно на поверхность металлической (цинковой, магниевой или др.) доски для последующего травления по способу штриховой цинкографии.

АГАДИР — в архитектуре Магриба, особенно Марокко, укрепленное общественное зернохранилище в форме многоэтажной башни, глинобитной или кирпичной. А. возводился обычно в самом неприступном месте внутри или близ селения и служил надежным укрытием населению в случае опасности нападения.

АГАПА — см. Литургия.

АГАТОВАЯ КЕРАМИКА — см. Уэджвуд.

АГВЕДАЛЬ в мавританском искусстве регулярный садово-парковый ансамбль с большим искусственным водоемом — водохранилищем и прямоугольной сетью аллей, проложенных среди фруктовых садов и оливковых рощ (иногда с посадками пальм и кипарисов); включает павильоны, бассейны, фонтаны. Наиболее известны А. в Марракеше (12 в., площадь около 600 га, ширина водоема 180 м) и Мекнесе (кон. 17 — нач. 18 в., площадь водохранилища 4 га) в Марокко.

АГИТАЦИОННОЕ ИСКУССТВО (от лат. agitatio — побуждение к действию) — одна из форм идейно-политического и эстетического воздействия на массы. Возникло в античной древности (триумфальные сооружения, торжественные шествия во славу римских императоров). Во времена Великой французской революции (1789 — 1794) сложилась традиция красочного оформления празднеств, шествий, проведения конкурсов на создание мемориальных сооружений для увековечения революции и ее героев; распространение получили такие агитационно-массовые виды искусства, как лубок, росписи на керамике, карикатура и пр.Наибольшее распространение А. и. получило в 20 в. в России. В 1905 — 1907 гг. и во время первой мировой войны активно развивалась политическая графика. Наибольшего размаха А. и. достигло после Февральской и Октябрьской революций 1917 г., когда оно впервые обрело комплексный характер. Был разработан и начал претворяться в жизнь план монументальной пропаганды, прежде всего в скульптуре (Н. А. Андреев, С. Т. Коненков, В. А. Синайский, Л. В. Шервуд, С. Д. Меркуров и др.). В организации празднеств и шествий использовались традиции Великой французской революции и Парижской коммуны (1871). Для оформления городов к различным датам, революционным праздникам лучшими художниками всех творческих направлений (С. В. Герасимов, Б. М. Кустодиев, П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин и др.) создавались большие красочные панно, объемные конструкции (Н. И. Альтман, В. Е. Татлин, Л. В. Руднев и др.). Бурное развитие получила графика, в первую очередь политический плакат (Д. С. Моор, В. Н. Дени, А. П. Апсит и др.; "Окна РОСТА", где работали В. В. Маяковский, М. М. Черемных и др.). Красочно оформлялись агитпоезда, агитпароходы. В советскую эпоху большие средства направлялись на А. и„ призванное воспитывать и просвещать народные массы. А. и. первых пятилеток (лозунги, движущиеся конструкции, иллюминация, оформление демонстраций и парадов) и Великой Отечественной войны (плакат, "Окна ТАСС", фронтовая печать, листовки, салюты) помогало мобилизации общественного мнения, славило трудовую и военную героику; позже, однако, политическая пропаганда и А. и. приобрели характер формального и безадресного назидания.






(c) Ответы на кроссворды и архив ответов: общая карта